Наверх
Яндекс.Метрика
Новые музыканты и новая музыка

Альбер Руссель

Биография Альбер Руссель

Французский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Брал уроки композиции у Э. Жигу (1894), учился у В. д’Энди в «Схола канторум» (1898), где преподавал контрапункт (1902-14, с 1913 профессор); среди учеников — Э. Сати, Ролан-Манюэль, Э. Варез, а также Б. Мартину, бравший у Русселя уроки композиции. Советами Русселя пользовались также многие иностранныемузыканты, в т. ч. К. Рисагер, П. Петридис.

Свои первые произведения Руссель создал во время плаваний по Атлантическому и Индийскому океанам в качестве морского офицера. Посещение Индии и Индокитая, ознакомление с муз.ыкальным искусством этих стран и другими ориентальными культурами, а также увлечение музыкой С. Франка, д’Энди, К. Дебюсси, И. Ф. Стравинского оказали влияние на формирование творческой индивидуальности Русселя, отразились в ряде его сочинений (опера-балет «Падмавати», по индийским мотивам). Дебютировал как композитор в 1898 (под управлением Русселя были исполнены 2 его 4-голосных мадригала, соч. 1897, получили премию на конкурсе Общества композиторов; не сохранились, как и другие ранние пьесы).

Сочинения 1910-х гг. отмечены влиянием импрессионизма (балет «Пиршество паука» и популярная оркестровая сюита из балета; вокально-симфоническое сочинение «Заклинания», соната и сонатина для фортепиано). После 1-й мировой войны 1914-18 (её участник) примкнул к неоклассицизму, был видным представителем этого направления во Франции (балет «Вакх и Ариадна», концерты — для малого оркестра, для фортепиано с оркестром; Маленькая сюита для оркестра, 3-я и 4-я симфонии, симфониетта для струнных).

В конце 1920-х гг. сочинения Русселя стали известны за рубежом (2-я сюита из балета «Вакх и Ариадна», Псалом 80-й). В 1930 Руссель посетил США (присутствовал на исполнении Бостонским симфоническим оркестром своей 3-й симфонии под управлением С. А. Кусевицкого, написанной по его заказу). С 1935 был председателем Народной музыкальной федерации Франции.

Руссель одним из первых в 30-е гг. стал использовать т. н. экзотические лады — древне-греческие, китайские, индийские (соната для фортепиано и скрипки, 1929).

Сочинения: оперы — Падмавати (опера-балет, соч. 1918; 1923, Париж), Рождение лиры (лирич., La Naissance de la lyre, 1925, Париж), Завещание тётушки Каролины (Le Testament de la tante Caroline, 1936, Олмоуц, на чеш. яз.; 1937, Париж, на франц. яз.); балеты — Пиршество паука (Le festin de l’araignйe. 1-актный балет-пантомима; 1913, Париж), Вакх и Ариадна (1931, Париж), Эней (с хором; 1935, Брюссель); Заклинания (Evocations, для солистов, хора и орк., 1922); для орк. — 4 симфонии (Лесная поэма — La Poeme de la forкt, программная, 1906; 1921, 1930, 1934), симф. поэмы: Воскресенье (Resurrection, по Л. Толстому, 1903) и Весеннему празднеству (Pour une fкte de printemps, 1920), сюита F-dur (Suite en Fa, 1926), Маленькая сюита (Petite suite, 1929), Фламандская рапсодия (Rapsodie flamande, 1936), симфониетта для струн. орк. (1934); соч. для воен. орк.; для инструмента с орк. — фп. концерт (1927), концертино для влч. (1936); камерно-инстр. ансамбли — дуэт для фагота с контрабасом (или с влч., 1925), трио — фп. (1902), струнное (1937), для флейты, альта и влч. (1929), струн. квартет (1932), дивертисмент для секстета (дух. квинтет и фп., 1906), сонаты для скр. с фп. (1908, 1924), пьесы для фп., органа, арфы, гитары, для флейты и для кларнета с фп., хоры; песни; музыка к спектаклям драм. т-ра, в т. ч. к пьесе Р. Роллана «14 июля» (совм. с А. Онеггером и др., 1936, Париж).

Литературные сочинения: Savoir choisir, (P., 1936); Reflexions sur la musique d’aujourd’hui, в кн.: Bernard R., A. Roussel, P., 1948.

Литература: Jоurdan-Morhange H., Mes amis musiciens, P., 1955 (рус. пер. — Журдан-Моранж Э., Мои друзья музыканты, М., 1966); Шнеерсон Г., Французская музыка XX в., М., 1964, 1970.

И. А. Медведева