Наверх
Яндекс.Метрика
Новые музыканты и новая музыка

Ференц Эркель

Биография Ференц Эркель

Венгерский композитор, дирижёр, пианист, педагог и музыкально-общественный деятель. Потомственный музыкант, Эркель учился у отца (фортепиано), в 1822-25 – у Г. Клейна в Братиславе (фортепиано, орган, музыкально-теоретические предметы). С 1827 жил в Коложваре (ныне Клуж), был домашним учителем музыки у графа Чаки (1828-35), выступал как пианист. Около 1830 дебютировал как дирижёр в Коложваре. С 1835 жил в Пеште. Дирижировал оперными спектаклями Венгерского театрального товарищества (шли в Дворцовом театре), концертировал как пианист. В 1836-38 был вторым дирижёром немецкого театра. С конца 30-х гг. Эркель в течение более 50 лет возглавлял музыкальную жизнь страны. С 1838 главный дирижёр, затем музыкальный директор Национального театра, с 1884 – Оперного театра (в последний раз выступил в ним как пианист и дирижёр 7 ноября 1890), дирижировал концертами оркестра Филармонического общества (основано им в 1853; оставался его руководителем до 1871) и Всевенгерского объединения хоровых обществ (с 1868 его главный дирижёр). В 1875-86 был директором и до 1888 профессором по классу фортепиано Музыкальной академии.

Эркель – основоположник национальной венгерской оперы. В своих исторических патриотических операх использовал сюжеты, связанные с реальными эпизодами борьбы венгерского народа против чужеземной тирании. Сочетая достижения западно-европейского оперного искусства с венгерской фольклорной основой, он создал произведения с яркими музыкальными характеристиками героев, с трагическими коллизиями большой силы воздействия. Национальный характер операм Эркеля придают широкое использование интонаций и ритмов вербункоша и народных песен периода куруцких войн против габсбургского владычества. Наиболее значительны героико-лирические оперы романтического характера «Ласло Хуньяди» (1844), созданная в период подготовки Революции 1848 и отражающая патриотические устремления венгерского народа, его национально-освободительные идеи, и «Банк бан» (по драме И. Катоны; сочинена ок. 1850-60, поставлена в 1861); некоторые мелодии из этих опер пелись как массовые песни во время народных демонстраций в 1848-49 и 1918-1919 (с частично изменёнными текстами). В своей творческй эволюции Эркель шёл от романтизма к реализму; в его операх возрастает роль народных масс, в многочисленных хоровых сценах всё шире использовал подлинные народные песни. В оркестровке выделялись сольные партии флейты, предназначенные для виртуозов-флейтистов братьев А. Ф. и К. Доплеров (совместно с ними Эркель написал оперу «Эржебет», 1857). Эркелю принадлежат также комические бытовые оперы на сюжеты из жизни венгерского общества того времени, в т. ч. «Шарольта» (1862).


Сочинения:

оперы (все поставлены в Будапеште) – Мария Батори (1840), Ласло Хуньяди (1844), Банк бан (1861, Пешт; 1954, Новосибирский театр оперы и балета; 1959, Большой театр СССР, Москва), Дьёрдь Дожа (1867), Дьёрдь Бранкович (1874), Безымянные герои (1880), Король Иштван (1885); для оркестра – Торжественная увертюра (1887; к 50-летию будапештского Национального театра), Блестящий дуэт в форме фантазии для скрмпки с фортепиано (1837); пьесы для фортепиано, в т. ч. Ракоци-марш; хоровые сочинения, в т. ч. кантата, а также гимн (на сл. Ф. Кёльчеи, 1844; стал гимном ВНР); песни; музыка к спектаклям драматического театра.

Сыновья ЭркеляДьюла Эркель (4 VII 1842, Пешт – 22 III 1909, Будапешт) – композитор, скрипач и дирижёр. Играл в оркестре Национального театра (1856-60), был его дирижёром (1863-89), профессором Музыкальной академии (1880), основателем музыкальной школы в Уйпеште (1891). Элек Эркель (2 XI 1843, Пешт – 10 VI 1893, Будапешт) – автор нескольких оперетт, в т. ч. «Студент из Кашши» («Der Student von Kassau»). Ласло Эркель (9 IV 1844, Пешт – 3 XII 1896, Братислава) – хоровой дирижёр и фортепианный педагог. С 1870 работал в Братиславе. Шандор Эркель (2 I 1846, Пешт – 14 X 1900, Бекешчаба) – хоровой дирижёр, композитор и скрипач. Играл в оркестре Национального театра (1861-74), с 1874 хоровой дирижёр, с 1875 главный дирижёр Национального театра, директор филармонии. Автор зингшпиля (1865), «Венгерской увертюры» и мужских хоров.

Литература: Александрова В., Ф. Эркель, «СМ», 1960, No 11; Ласло Ж., Жизнь Ф. Эркеля в иллюстрациях, Будапешт, 1964; Сабольчи Б., История венгерской музыки, Будапешт, 1964, с. 71-73; Мароти Я., Путь Эркеля от героико-лирической оперы к критическому реализму, в кн.: Музыка Венгрии, М., 1968, с. 111-28; Немет A., Ференц Эркель, Л., 1980.

П. Ф. Вейс