Наверх
Яндекс.Метрика
Новые музыканты и новая музыка

Франсуа Адриен Буальдьё

Биография Франсуа Адриен Буальдьё

Член Института Франции (1817). Занимался в певческой школе (метризе) Руанского собора под руководством органиста Ш. Броша. С 15 лет служил органистом в одной из руанских церквей. В 1791 появились сочинения Буальдьё (романсы и фортепианные сонаты), в 1793 в Руане поставлена его первая опера «Виновная дочь» («La fille coupable», на либретто отца). С 1796 жил в Париже. Исполнение в салонах его романсов, фортепианных пьес и особенно постановка в 1797 трёх комических опер — «Швейцарское семейство» («La famille suisse»), «Счастливое известие» («L’heureuse nouvelle»), «Пари» («Le pari ou Mombreuil et Merville») принесли композитору известность. С 1798 преподавал в Парижской консерватории (класс фортепиано). В 1804-11 композитор и капельмейстер придворной французской оперной труппы в Петербурге (в 1808 труппа гастролировала в Москве). Был также инспектором музыкальных классов Петербургского театрального училища (среди его частных учеников — княгиня З. А. Волконская). В Петербурге им было создано и поставлено несколько опер, в т. ч. «Алина, королева Голкондская» (1804). Некоторые из них исполнялись не только на придворной французской сцене, но и в публичном театре русскими артистами. Кроме того, он писал музыку к водевилям, марши для гвардии. С 1820 Буальдьё — профессор Парижской консерватории (класс композиции). Среди его учеников — А. Адан, Ф. Ж. Фетис, П. Циммерман.

Буальдьё — крупнейший представитель французской комической оперы 1-й трети 19 в. Многие его произведения пользовались большим успехом, среди них — «Жан Парижский» (1812), «Красная шапочка» (1818) и др. Однако привлекательные своей наивной простотой комические оперы Буальдьё проигрывали в сравнении с блистательным искусством Дж. Россини. Высшим достижением Буальдьё явилась «Белая дама» (либр. Э. Скриба по мотивам романов «Гай Маннеринг» и «Монастырь» В. Скотта, 1825), положившая начало романтическому направлению в музыкально-театральном искусстве Франции. Партитура «Белой дамы» — свидетельство большого мастерства (в значительной мере — результат изучения и творческого претворения достижений Дж. Россини). В ней органично соединяются сочно написанные бытовые сцены, элементы фантастики (Буальдьё нашёл новые приёмы для её воплощения), местный колорит (события протекают в Шотландии). Музыкально-драматическое действие изобилует контрастными ситуациями, острыми кульминациями. «Белая дама» имела огромный и длительный успех. Восторженную оценку дал опере К. М. Вебер. Наряду с операми существенную область творчества Буальдьё составляет фортепианная музыка, отличающаяся мелодичностью, изяществом. Эти сочинения — ценный вклад во французскую фортепианную литературу.

Е. P. Бронфин