Наверх
Яндекс.Метрика
Новые музыканты и новая музыка

Гаспаре Спонтини

Биография Гаспаре Спонтини

Итальянский композитор. Обучался в Неапольской консерватории у Н. Сала; позднее некоторое время занимался композицией у Пиччинни. Спонтини обратил на себя внимание оперой "Женское упрямство", с успехом исполнявшейся в Риме во время карнавала в 1796 году. Спонтини пишет оперы в стиле Чимарозы для придворных театров Неаполя, Палермо, Рима, Венеции. В 1803 году он переезжает в Париж. Здесь сочиняет комические оперы во французском стиле, но без большого успеха. Широкое признание принесла Спонтини опера "Весталка", поставленная с огромным успехом в 1807 году в Париже. Это произведение, написанное в торжественно-помпезном стиле, изобилует театральными эффектами; особенно удались Спонтини драматические эпизоды.

В 1810-1812 годах Спонтини состоял директором Итальянской оперы в Париже; с 1814 года придворный композитор. С 1820 года музыкальный директор Берлинской оперы; неуживчивый характер Спонтини, а главное, непонимание им нового национального направления в немецком оперном искусстве, связанного с появлением опер Вебера, вызвало открытый протест немецкой публики, и в 1841 году Спонтини пришлось покинуть Берлин, Последние годы он жил в Париже и затем в Италии. С 1839 года был членом Института Франции.

Спонтини оказал серьезное влияние на зарождение французской "большой" оперы. Воздействие его музыки можно обнаружить и в творчестве Мейербера, и в ранних сочинениях Вагнера, например "Риенци". Кроме "Весталки", наиболее значительными операми Спонтини являются "Фердинанд Кортес, или Завоевание Мексики" (пост. 1809, Париж; 2-я ред. 1817) и "Олимпия" (пост. 1819, Париж). Среди его других опер выделяются - "Два соперника" (1816), "Нурмахаль, или Праздник роз в Кашмире" (пост. 1829, переделана из оперы "Лалла-Рук"), "Альцидор" (пост. 1825), "Агнес фон Хохенштауфен" (пост. 1829). Писал также кантаты, мессы и другие сочинения.

М. Ю. Миркин