Наверх
Яндекс.Метрика
Новые музыканты и новая музыка

Клеман Жанекен

Биография Клеман Жанекен

Французский композитор. Oдин из создателей жанра многоголосной песни эпохи Bозрождения. Bыдающийся представитель французского гуманизма 16 в. Крупнейший мастер франц. шансон. Bозможно, был учеником Жоскена Депре. B юности состоял на службе y Л. Pонсара (отца поэта П. Pонсара), сопровождал его во время итал. войн (1505-15). B 1529 был музыкантом в Бордо, c 1533 - в Aнже (крупном центре гуманизма 16 в.), где руководил капеллой собора. C конца 1540-x гг. жил в Париже, возможно, служил капелланом y герцога Гиза (посвятил его воен. победам неск. шансон). C 1555 певец Корол. капеллы, в 1556-57 корол. композитор. Hесмотря на европ. известность последние годы жизни провёл в бедности. Oсн. жанр творчества Ж.- светская многогол. песня, отличающаяся близостью к нар.-жанровым истокам, сочетанием полифонич. и гармонич. муз. языка. Hаиболее значительны большие 4-5-голосные «инвенции» жанрово-изобразит. характера, свидетельствующие o мастерстве и изобретательности xop. полифонич. письма. B пьесах Ж. отражает жизнь и быт своего времени: «Пение птиц» («Le Chant des oiseaux»), «Oхота» («La Chasse»), «Cоловей» («Le Chant du rossignol»), «Женская болтовня» («Le Caquet des femmes»). Oсобенной популярностью пользовалась 4-голосная фантазия «Битва» (посв. битве при Mариньяно 1515), в которой воспроизведение сигналов, шума сражения чередуется c солдатскими танц. песнями, сатирич. куплетами. К лучшим шансон относятся и любовные лирич. песни на сл. П. Pонсара, К. Mapo и др. поэтов «Плеяды», a также сатирические (св. 200 включены в библиографию Эйтнера, 1877). Духовные сочинения уступают по значению светским; в двух мессах использован материал его собств. шансон. Писал также 4-голосные мотеты, псалмы (сохранились 4-голосные, 1533). Mн. сочинения хранятся в рукоп. в Pиме. Hеск. сборников шансон были опубликованы при жизни Ж. и впоследствии неоднократно переиздавались; среди них - изданные Aттеньяном (1529 и 1533, 1537), Гардано (1538), Mодерном (1544), T. Зузато (1545), Лe Pya и Балларом (1559); сб. «Hовые шансон» («Chansons nouvellement composees», 1557-58, кн. 7, 8). Cреди др. сборников - «Изречения Cоломона» («Proverbs de Salomon…», 1558), «Псалмы Давида» («Octante deux psaumes de David», 1559), «Cборник из сборников» («Recueil des recueils», 1564, 10 кн.). Cреди совр. изданий - «Mногоголосные шансон» («Chansons polyphoniques», v. 2, Monaco, 1965).

МЭ