Наверх
Яндекс.Метрика
Новые музыканты и новая музыка

Matisyahu

Биография Matisyahu

Мэтью Миллер родился в Пенсильвании 30 июня 1979г., но его первые детские воспоминания связаны с городом Уайт Плейнз, штат Нью-Йорк, куда семья переехала в начале 80-х. Родители Мэтью, ортодоксальные евреи, давали сыну традиционное и довольно строгое воспитание. Домашняя педагогика в скором времени сменилась школьной муштрой, против которой Мэтью отчаянно бунтовал, особенно в старших классах. Отлично играя на барабанах и бонго, ловко имитируя ударные инструменты, в своем школьном окружении он тянулся к таким же бунтарям, как и он сам, сблизился с хиппи, заинтересовался музыкой, которую они слушали, но всего этого было недостаточно, чтобы утихомирить бушевавшие в нем хулиганские страсти. О том, что с этим надо что-то делать, парень впервые задумался всерьез только после того, как едва не сжег школьный кабинет химии.

Поездка в Израиль, несколько каникулярных недель на берегах Мёртвого моря помогли ему разобраться в себе и понять, на чем лучше сосредоточить избыток сил. Вернувшись домой, Мэтью решил бросить школу и путешествовать по стране вслед за передвижениями группы Phish. С трудом, но родителям все-таки удалось убедить его продолжить образование. Два года он проучился в Бенде, штат Орегон, в школе, расположенной в пустынной местности, которая особое внимание уделяла развитию творческих способностей. Мэтью с головой погрузился в музыкальные занятия, упражнялся в рэпе, вокальном пении, имитации инструментов, получал артистическую подготовку, участвовал в соревнованиях рэпперов. Фактически именно тогда он начал нащупывать тот интригующий сплав реггей и хип-хопа, который через несколько лет превратит его в самого знаменитого хасида.

Продолжив образование в нью-йоркском колледже New School for Social Research, он зачастил в синагогу Carlebach Shul, познакомился с раввином, который с пониманием отнёсся к его исканиям и приобщил к музыкальным традициям евреев-хасидов. В этих песнях Мэтью ощутил огромный духовный потенциал. Тогда-то он и стал называть себя Матисъяху, что в переводе с иврита означает "Дар Бога" (первоначально это имя было лишь прозвищем, которым его окрестили в еврейской школе). Интересно, что в документах об обрезании Мэтью значилось другое имя - Файвиш-Гершл. В это время в нём начали происходить разительные перемены: нередко вместо музыкальных занятий он уединялся на крыше и молился. Подросток, не признававший над собой никаких авторитетов, в конце концов нашёл духовную опору в хасидизме. Он подчинил свой образ жизни многочисленным условностям и ограничениям, никогда не работает по субботам и верит в святость любого прикосновения, поэтому избегает контакта с женщинами, за исключением ближайших родственниц.

Именно религиозные и нравственные метания подтолкнули Мэтью Миллера к творчеству и поиску своей ниши в музыке. Традиционные мелодии и религиозные установки хасидизма, конечно, наложили свой отпечаток на его сочинения, но главным музыкальным влиянием оставался реггей, в первую очередь в его оригинальном варианте, открытом европейцам и американцам Бобом Марли. Другим не менее значительным авторитетом в области музыки для Матисъяху был и остаётся по сей день рабби Шломо Карлебаха.

Гитарист Аарон Дуган, басист Джош Вернер и барабанщик Джона Дэвид - эта группа поддержки помогла Матисъяху разобраться с его наработками и подготовить дебютный альбома под названием "Shake Off the Dust... Arise" (2004). Воспринимавшийся не столько как достойное внимания музыкальное явление, сколько как очередная диковинка, рассчитанная на однодневный успех, Матисъяху не сразу нашел своего слушателя. Культовая поддержка и уважение со стороны самой разной публики, которое порой удивляло даже его самого, появились довольно быстро, но для того чтобы хоть как-то "наследить" в чартах, этого было слишком мало. Странным в нем было всё - и дико выглядевшие на сцене пейсы из-под ермолки, и всклокоченная борода, и тексты на непонятном диалекте (хотя основная часть его посланий, конечно, звучала на английском с вкраплениями идиша и иврита). Между тем критики сразу разобрались, что к чему, и единодушно отмечали глубокое понимание и отличное исполнение реггей, интересные сэмплы, заимствованные из старых классических реггей-записей, искренность и интенсивную эмоциональность песен. Но настоящая известность пришла к певцу после его интервью популярному американскому телеведущему Дэвиду Лотерману.

Концертная деятельность Матисъяху и компании охватывала на первых порах только территорию Соединённых Штатов, но его харизма, открытость со слушателями, необычный имидж сделали свое дело. Шоу, сыгранное командой в Остине, штат Техас, в феврале 2005г., легло в основу отличного живого альбома "Live at Stubb's" (2005). Концертный релиз неповторимого Матисъяху пользовался таким успехом, что только в Америке разошёлся 500-тысячным тиражом, главным образом благодаря активной ротации хит-сингла "King Without а Crown".

Наработок для следующего студийного альбома тоже хватало. Оформлением новых идей музыканты занялись в конце 2005г., с тем чтобы весной 2006-го представить второй лонг-плей "Youth". Эта яркая, колоритная смесь современного реггей, хип-хопа, танцевальных элементов, рэпа и традиционной еврейской музыки попала на хорошо подготовленную почву - в руки заинтригованных меломанов - и моментально взлетела на четвёртую позицию американского поп-чарта. По мнению некоторых критиков, второй альбом звучал чересчур гладко, коммерчески, в нем чувствовался точный расчёт на внешний эффект. Поклонников этого диковинного адепта реггей мало волновали скептические отзывы СМИ. Матисъяху доказал главное: он не бабочка-однодневка и в шоу-бизнес пришел всерьёз и надолго.