Наверх
Яндекс.Метрика
Новые музыканты и новая музыка

Николай Черепнин

Биография Николай Черепнин

Черепнин — один из представителей русского искусства начала XX столетия, получившего название «серебряный век». Творчество композитора сложилось под влиянием его учителя Н. А. Римского-Корсакова. Позднее в музыке Черепнина проявилось и влияние французского импрессионизма. Черепнин — автор трех опер и четырех балетов, двух ораториальных сочинений, многих симфонических и инструментальных произведений, романсов. Его произведения отличаются декоративностью письма, тонким чувством гармонии, красочностью оркестра.

Николай Николаевич Черепнин родился 3(15) мая 1873 года в Петербурге в семье врача, живо интересовавшегося литературой и искусством и имевшего обширные знакомства среди художественной интеллигенции. Параллельно с обучением на юридическом факультете Петербургского университета Черепнин усердно занимался в консерватории, в классе композиции Римского-Корсакова. Избрав в качестве профессионального поприща музыку, Черепнин после окончания консерватории в 1898 году стал заведовать оркестровым классом Придворной певческой капеллы.

В начале XX века Черепнин был уже довольно известным дирижером, часто выступавшим в различных симфонических концертах. В 1906 году он был назначен одним из ассистентов знаменитого Направника, главного дирижера Мариинского театра. Одновременно, начиная с 1905 года, являлся профессором Петербургской консерватории, где основал класс дирижирования. Его учениками были композиторы С. Прокофьев и Ю. Шапорин, а также выдающиеся впоследствии дирижеры Н. Малько, А. Гаук, В. Дранишников и др.

Молодой музыкант активно участвовал в культурной жизни Петербурга, сблизился со многими деятелями «серебряного века», в частности с «мирискусниками». Уйдя в 1909 году из Мариинского театра, он всецело посвятил себя дягилевской антрепризе, был непременным участником Русских сезонов 1909—1911 годов, с 1912 года дирижировал спектаклями Русского балета в Париже, Лондоне, Риме, Берлине, Монте-Карло.

В 1918 году Черепнин, не желая возвращаться в советскую Россию, но стремясь быть поближе к родине, приехал в Тбилиси. Там он возглавил консерваторию и одновременно дирижировал в оперном театре. В 1921 году, когда советская власть утвердилась и в Грузии, композитор эмигрировал. Он поселился в одном из предместий Парижа, откуда часто выезжал на гастроли во многие города Европы и Америки. За эта годы им были созданы балеты «Вакх» (1922), «Русская волшебная сказка» (1923), «Роман мумии» (1924), оратория «Нисхождение Святой девы в ад», фортепианные пьесы, романсы, пьесы для струнных и духовых инструментов.

Со временем у музыканта начал заметно портиться слух. В 1933 году ему пришлось оставить концертную деятельность, но Черепнин продолжал до конца дней оставаться директором основанной им в Париже еще в 1925 году Русской консерватории, а с 1937 года стал президентом Попечительного совета издательства «М. П. Беляев в Лейпциге». Скончался Черепнин 26 июня 1945 года в предместье Парижа Исси-ле-Мулино, пережив там годы немецкой оккупации и дождавшись победы над фашистами.

Л. Михеева

Черепнин, Александр Николаевич (1899–1977), сын Н.Н.Черепнина, русский композитор и пианист. Учился в Петроградской и Тбилисской консерваториях, после переезда с семьей во Францию окончил Парижскую консерваторию. Много концертировал в разных странах Европы и США, в 1934–1936 был директором Шанхайской консерватории, работал также в Японии. С 1949 жил в США. Его очень большое по масштабам и разнообразное по жанрам творчество (три оперы, несколько балетов, четыре симфонии, шесть фортепианных концертов, камеро-инструментальные циклы, кантаты, хоры, романсы и т.д.) – несомненно, явление русской культуры; наиболее сильное влияние на его стиль оказал С.С.Прокофьев, в меньшей степени И.Ф.Стравинский. Своеобразие ряда опусов Черепнина связано с использованием в них фольклорных мотивов – не только русских, но и, например, грузинских и китайских. Создал собственную теоретическую систему (девятитоновая гамма с делением на три тетрахорда; интрапункт «нота между нотой» в отличие от контрапункта «нота против ноты» и т.д.), которую изложил в специальном труде.

Сыновья А.Н.Черепнина – Иван Александрович (1943–1999) и Сергей Александрович (р. 1941) – композиторы, творчество которых уже полностью принадлежит западной традиции.

Энциклопедия Кругосвет