Наверх
Яндекс.Метрика
Новые музыканты и новая музыка

Альбом Nirvana - Nevermind

Студийный альбом
Альбом Nevermind
Исполонитель
Nirvana
Релиз альбома
24 сентября 1991
Альбом записан
Июнь 1991
Жанр
Альтернативный рок
Длительность
42:38
Продюсеры
Бутч Виг
Лейбл
---
Авторы Песен
---
Синглы альбома
---
Предыдущий альбом
Bleach (альбом) (1989)
Следующий альбом
Incesticide (1992)
Дискография Nirvana
10 альбомов

Аудиозаписи альбома Nevermind:

Nirvana - Smells Like Teen Spirit

1

Nirvana - Smells Like Teen Spirit

Клип
2

Nirvana - In Bloom

3

Nirvana - Come As You Are

4

Nirvana - Breed

Клип
5

Nirvana - Lithium

6

Nirvana - Polly

Клип
7

Nirvana - Territorial Pissings

8

Nirvana - Drain You

Клип
9

Nirvana - Lounge Act

10

Nirvana - Stay Away

11

Nirvana - On A Plain

12

Nirvana - Something In The Way

13

Nirvana - Endless, Nameless

История альбома Nevermind

Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 августа 2013; проверки требуют 27 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 августа 2013; проверки требуют 27 правок. Перейти к: навигация, поиск

Nevermind — второй и самый коммерчески успешный альбом американской гранж-группы «Nirvana». Выпущен 24 сентября 1991 года. Был спродюсирован с помощью Бутча Вига, также Nevermind стал дебютным альбомом группы на DGC Records. Курт Кобейн стремился вывести музыку за пределы стандартов гранж-сцены Сиэтла, находясь под влиянием таких групп как Pixies и используя их динамику в полном объёме.

Несмотря на низкие коммерческие ожидания группы и лейбла, Nevermind вызвал неожиданный успех в конце 1991 года, во многом благодаря популярности первого сингла альбома «Smells Like Teen Spirit». В январе 1992 года он занял первое место в чартах по версии журнала Billboard, обогнав Майкла Джексона с диском Dangerous. Альбом разошёлся тиражом более 30 миллионов копий по всему миру, Американская ассоциация звукозаписывающих компаний сертифицировала его как «бриллиантовый». После выхода Nevermind альтернативный рок стал считаться мейнстримом, и впоследствии критики признавали его одним из лучших альбомов всех времён.


Содержание

1 Предыстория 2 Запись и продюсирование 3 Музыка 3.1 Лирика 4 Название и обложка 5 Выпуск 5.1 «Deluxe» и «Super Deluxe» издания 6 Отзывы критиков 7 Наследие 8 Список композиций 8.1 20th Anniversary Edition (2011) 8.1.1 Диск 1 8.1.2 Диск 2 9 Участники записи 10 Хит-парады 10.1 Юбилейное издание 10.2 Nevermind в конце десятилетия 11 Примечания 12 Ссылки


Предыстория

Nirvana была сформирована Куртом Кобейном и Кристом Новоселичем в Абердине, штат Вашингтон, которые подписали контракт с независимым рекорд-лейблом Sub Pop в Сиэтле. В 1989 году группа выпустила свой дебютный альбом Bleach, с Чэдом Ченнингом на ударных. Тем не менее, Ченнинг покинул коллектив в 1990 году. «Чэд был скорее джазовым ударником, — сетовал Курт, — ему надо было подстраиваться под нашу „тяжесть“, у него это подстраивание выглядело неестественно», и перед группой встала проблема в поиске нового постоянного барабанщика. Однажды, посетив концерт хардкор панк-группы Scream (англ.)русск., музыканты обратили внимание на их ударника — Дэйва Грола. После неожиданного распада Scream, Грол связался с Новоселичем, перебрался в Сиэтл и вскоре был приглашён в группу. Позже Новоселич вспоминал, что, когда Дэйв присоединился к группе, всё «встало на свои места».

Грол о первом опыте с Nirvana:

Между тем, Кобейн написал много новых песен. В тот период он слушал такие группы как R.E.M., The Smithereens, Pixies. Чувствуя себя разочарованным тяжёлым «нестроеным» роком, популярным на сиэтловской гранжевой сцене, на которой Sub Pop построили свой имидж, Кобейн — вдохновлённый его современными музыкальными пристрастиями — начал писать песни, которые были более мелодичными. Ключевым событием стал выход сингла «Sliver», изданным на Sub Pop в 1990 году (прежде, чем Грол присоединился к группе). По словам Кобейна, он был «чем-то вроде заявки на будущее. Я должен был написать поп-песню и выпустить её как сингл, подготовить людей к своей следующей записи. Я хотел написать больше песен, как эта». Грол говорил, что группа в том момент часто проводила аналогии уподобления их саунда детской музыке, в том плане, что музыканты пытались сделать свои песни максимально простыми.

К началу 1990-х годов Sub Pop начали испытывать финансовые трудности. Слухи о том, что Sub Pop может стать филиалом более крупного мейджор-лейбла, подтолкнули группу «исключить посредника» и самостоятельно начать искать новый рекорд-лейбл. Многие лейблы пытались заполучить группу, но в конечном итоге Nirvana подписала контракт с Geffen Records (формально — их филиалом DGC Records), следуя рекомендациям менеджера компании Gold Mountain, которая также представляла интересы идолов группы — Sonic Youth (они также недавно подписали контракт с Geffen) и их вокалистки Ким Гордон.

Кобейн так отзывался об этой ситуации:

Запись и продюсирование

Smart Studios ruen в Мэдисоне

В начале 1990 года группа начала планировать запись своего второго альбома для Sub Pop под рабочим названием «Овцы» (Sheep). Глава лейбла — Брюс Пэвитт ruen предложил кандидатуру Бутча Вига в качестве потенциального продюсера альбома. Nirvana особенно понравилась работа Вига с группой Killdozer и музыканты позвонили ему, чтобы сказать: «Мы хотим, звучать так же тяжело, как эта запись». 2 апреля 1990 года группа отправилась в студию звукозаписи Вига — Smart Studios ruen, в Мэдисоне, штат Висконсин, чтобы начать работу над новой пластинкой. Большинство основных аранжировок песен к тому времени уже были завершены, но Кобейн по-прежнему работал над текстами, и группа не была до конца уверена, какие песни следует записывать. В конце концов, были записаны восемь песен: «Immodium» (позднее переименованная в «Breed»), «Dive» (позже выпущена в качестве би-сайда на сингле «Sliver»), «In Bloom», «Pay to Play» (в итоге была переименована «Stay Away» и получила новый текст), «Sappy», «Lithium», «Here She Comes Now» (была выпущена на трибьют-альбоме Velvet Underground Tribute Album: Heaven and Hell Volume 1) и «Polly». Группа планировала записать больше треков, но Кобейн сорвал голос во время записи «Lithium», вынуждая Nirvana прекратить запись. Вигу сказали, что Nirvana вскоре вернётся записать больше песен, но в итоге они не вернулись и продюсер ничего не слышал о группе какое-то время. Вместо этого музыканты использовали сделанные на сессии демозаписи, чтобы заключить контракт с новым лейблом. В течение нескольких месяцев материал циркулировал среди мейджор-лейблов, создавая шумиху вокруг группы.

После подписания контракта с DGC Records музыкантам был предложен ряд новых продюсеров для альбома, в том числе: Скотт Литт, Дэвид Бриггс (англ.)русск. и Дон Диксон (англ.)русск., но группа всё ещё склонялась к Бутчу Вигу. В 2001 году Новоселич отметил, что группа была уже изрядно нервирована идеей записи на мейджор-лейбле, а продюсеры, предложенные DGC, хотели процентных отчислений в качестве условия для начала работы. Вместо этого группа требовала Вига, с которым им было комфортно вести дела. Получив бюджет в размере $ 65 000, Nirvana записали Nevermind на Sound City Studios в Ван-Найс, Калифорния, в мае и июне 1991 года. Первоначально группа собиралась записать альбом в марте и апреле 1991 года, но дата постоянно отодвигалась, несмотря на стремление группы начать сессии. Чтобы заработать деньги на бензин, чтобы добраться до Лос-Анджелеса, Nirvana давали концерты, на которых они впервые исполнили «Smells Like Teen Spirit». Группа послала Вигу некоторые репетиционные записи до начала сессий, которые содержали материал записанный ранее на Smart Studios, наряду с некоторыми новыми песнями, в том числе «Smells Like Teen Spirit» и «Come as You Are».

Продюсер альбома, Бутч Виг

Когда группа прибыла в Калифорнию, музыканты провели несколько дней пре-продакшна, во время которых группа и Виг переделали некоторые аранжировки. В первозданном виде из записей, сделанных в период сессий в Smart Studios, была взята лишь композиция «Polly», на которой отметился Чэд Ченнинг. Как только запись альбома стартовала, группа работала по восемь-десять часов в день. Как правило, музыканты отводили две или три попытки на инструментальный дубль, если, по каким-либо причинам, они оставались недовольны результатом, группа развивала идею в другом направлении. Музыканты использовали такой подход в репетиции и прежде, чем началась запись самой пластинки, зачастую им было необходимо всего несколько дублей. Новоселич и Грол закончили свои партии баса и ударных в течение нескольких дней, но Кобейну понадобилось больше времени: он работал над гитарными наложениями (англ.)русск., вокалом, и особенно лирикой (иногда он доделывал тексты всего за несколько минут до начала записи). Вокал Кобейна была настолько последовательным на различных дублях, что Виг смешивал их вместе, чтобы создавать наложения. Виг вспоминал, что ему часто приходилось обманывать Кобейна в необходимости записи дополнительных дублей для наложения, поскольку певец был против исполнения нескольких дублей. В частности, Виг убеждал Кобейна в целесообразности двух-дорожечного вокала в песне «In Bloom», говоря ему: «Джон Леннон тоже делал это». Хотя в целом сессия прошла хорошо, Виг отмечал, что время от времени Кобейн становился капризным и проблематичным: «он мог быть потрясающим и великолепным, но бывало, он мог часами сидеть в углу и молчать».

После завершения сессий, Виг и группа намеревались начать микшировать альбом. Однако, после нескольких дней работы, продюсер и музыканты остались недовольны результатом. В итоге они решили пригласить кого-то со стороны, дабы тот наблюдал за процессом микширования. Из офиса Geffen Records прислали список возможных кандидатов, в их число входило несколько знакомых имён, включая Скотта Литта (известного по работе с R.E.M.) и Эда Стэзиума (англ.)русск. (известного работой с The Smithereens). Однако Кобейн переживал, что привлечение известных продюсеров приведёт к тому, что звучание альбома будет походить на работы их подопечных (R.E.M. и The Smithereens). Вместо этого Кобейн решил выбрать Энди Уоллеса — продюсера из конца списка (который был со-продюсером альбома Seasons in the Abyss группы Slayer). Новоселич вспоминал: «Мы воскликнули: „то что надо!“, потому что те записи Slayer были такими тяжёлыми». Уоллес прогонял песни через различные примочки с эффектами и менял звуки ударных, завершая по одному миксу в день. Оба продюсера вспоминали несколько лет спустя, что на прослушивании миксов Уоллеса группа осталась довольна проделанной работой. Уоллес обработал звучание инструментов и вокала до состояния, которое позволило ориентировать альбом на достаточно широкую аудиторию и стало стандартом для рок-музыки на всём протяжении 90-х годов. Однако после выпуска Nevermind, музыканты выражали недовольство по поводу «гладкого» звучания альбома, которое получилось после микширования. В книге Майкла Азерада «Come as You Are», посвящённой творчеству группы, Кобейн сетовал: «Оглядываясь на Nevermind, я теперь даже не знаю, как к нему относиться. Это больше похоже на диск Mötley Crüe, чем на панк-рок». Однако в той же книге он признавался, что: «при прослушивании альбома у него на глазах иногда выступали слёзы».

Мастеринг альбома начался днём 2 августа в голливудской студии Mastering Lab. Звукоинженер Хоуи Вейнберг ruen приступил к работе в одиночку, так как в назначенное время в студию больше никто не пришёл; к моменту, когда Nirvana, Энди Уоллес и Гари Джерш всё же появились, Вайнберг завершил большую часть пластинки. Одной из подготовленной на сессии песен был «скрытый трек» «Endless, Nameless», его намеревались поместить в конце «Something in the Way», но он был случайно убран из первых тиражей альбома. Вейнберг вспоминал, «В начале это была просто устная просьба, поместить тот трек в конце. Возможно, я неверно истолковал их инструкции, таким образом, вы можете назвать это моей ошибкой, если хотите. Возможно, я не записывал эту просьбу, когда Nirvana или звукозаписывающая компания просили сделать это. Тем не менее, когда они напечатали первые двадцать тысяч копий, его там не было». Когда группа обнаружила недостающую песню, после прослушивания копии альбома Кобейн позвонил Вейнбергу и потребовал, чтобы тот исправил ошибку. Вейнберг выполнил его просьбу и добавил приблизительно десять минут тишины между концом «Something in the Way» и началом скрытого трека на следующих тиражах диска.

Музыка

Кобейн, основной автор песен группы, придумал последовательность аккордов, использующих в первую очередь пауэр-аккорды, и написал песни, которые комбинировали поп-хуки с диссонирующими гитарными риффами. Его целью было, добиться чтобы материал на альбоме звучал а-ля: «Bay City Rollers, над которыми издеваются Black Flag». Одной из интересных особенностей альбома были эксперименты со звуком «тихо-громко»: динамика многих песен менялась в ходе исполнения, когда группа перестраивала стиль — от тихого куплета к громкому припеву. Дэйв Грол отметил, что этот приём возник за четыре месяца до записи альбома, когда группа экспериментировала с экстремальной динамикой в ходе очередных джем-сессий.

Журнал Guitar World писал: «звучание гитары Курта Кобейна на Nevermind задало тон для рок-музыки девяностых». Во время записи альбома Кобейн использовал несколько гитар: Fender Mustang 1960-х годов, Fender Jaguar с датчиками DiMarzio, и несколько Fender Stratocaster с пикап/хамбакером в бридже. Гитарист использовал дисторшн и хорус педали, в качестве основных эффектов, последний использовался для создания «водянистого» звука на «Come As You Are» и перед припевом в «Smells Like Teen Spirit». Крист Новоселич настроил свою бас-гитару на полтора тона ниже — к ре-бемолю, «чтобы получить этот жирный звук».

Лирика

Грол вспоминал, что Кобейн говорил ему: «Музыка на первом месте, тексты — на втором», и Дэйв считает, что прежде всего, Кобейн был сосредоточен на мелодии своих песен. Кобейн по-прежнему работал над текстами и во время записи Nevermind. Кроме того, формулировки Кобейна на альбоме часто бывает трудно понять. Виг утверждал, что ясность пения для Кобейна не была первостепенной. Виг заявлял: «Даже если вы не могли точно сказать, о чём он пел, вы знали, что это было чертовски интенсивно». Позже, Кобейн был недоволен тем, что рок-журналисты пытались расшифровать его пение и извлечь смысл из его лирики, он писал «Почему, чёрт возьми, журналисты настаивают на выдумывание второсортных фрейдистских оценок моей лирики, когда 90 процентов времени они расшифровывают их неправильно?». «Я очень редко пишу об одной теме или одном предмете, — говорил музыкант. — Эта тема мне скоро надоедает, и дальше в песне я пишу о чём-либо другом, так что она заканчивается совсем другой мыслью» Подобно Блэку Фрэнсису из группы Pixies, Кобейн в своей лирике избегал прямолинейностей. В наиболее удачных его строчках музыка и слова соединяются, чтобы породить отчетливое третье восприятие. Большая часть его лирики происходит из стихов, которые музыкант писал перед сном в записных книжках, поэтому весь её импрессионизм обусловлен скорее сопоставлением внешне несвязанных между собой строчек, чем использованием приема «потока сознания». В результате получался своеобразный музыкальный Тест Роршаха, однако более важно то, что этот материал взаимодействует с другими идеями и эмоциями, выраженными логически связно.

Чарльз Р. Кросс ruen утверждал, в своей книге о Курте Кобейне — «Heavier Than Heaven», что многие песни, написанные для Nevermind были о дисфункциональных отношениях между Кобейном и его девушкой Тоби Вэйл. После того как они расстались, Кобейн начал писать и рисовать сцены насилия, многие из которых отображали, ненависть к себе и другим. Песни, написанные в этот период были менее жестоки, но все же отражали гнев, который отсутствовал в раннем творчестве Курта. Кросс писал: «За четыре месяца, после их распада, Курт написал полдюжины из его самых запоминающихся песен, все они о Тоби Вэйл». «Drain You» начинается словами: «Один ребёнок сказал другому: „Мне повезло, что я встретил тебя“» — это слова, которые Вэйл однажды сказала Курту, строчка песни: «Сейчас мой долг полностью дренировать тебя» относится к лидерству Вэйл в отношениях с Куртом. Согласно словам Новоселича: «Lounge Act — песня о Тоби», композиция содержит текст: «Я арестую себя, я буду носить щит», это ссылка на татуировку Кобейна — логотип K Records ruen которую он сделал, чтобы произвести впечатление на девушку. Хотя «Lithium» была написана до знакомства Кобейна с Вэйл, текст песни было изменен и ссылался на неё. В интервью журналу Musician ruen Кобейн признался, что «Lithium» — это «некоторые моменты из моего личного опыта, например, расставания с девушками и плохие отношения с людьми.. они вызывают чувства смертельной пустоты, которые испытывает персонаж из песни — очень одинокий, больной».

Название и обложка

Первоначальное названием альбома было «Овцы» (Sheep), Кобейн придумал его как шутку, направленную на людей, которые, по его мнению, были потенциальными покупателями записи. Он написал саркастический слоган для альбома в своём дневнике: «Не потому, что этого хочешь ты; потому что хотят все остальные». Новоселич утверждал, что вдохновением для названия диска был цинизм группы на реакцию общественности, вызванную операцией «Буря в пустыне». Когда запись альбома была завершена, Кобейн устал от старого названия и предложил Новоселичу озаглавить предстоящий диск — «Не грузись» (Nevermind). Кобейну понравилась эта идея, потому что это была метафора его отношения к жизни, и потому что это слово грамматически было написано неправильно.

На обложке Nevermind запечатлён обрезанный мальчик плывущий за долларовой купюрой, подвешенной на рыболовный крючок. По словам Кобейна, эта идея возникла, когда они вместе с Гролом смотрели документальный фильм о родах в воде. Кобейн предложил лейблу кандидатуру Роберта Фишера ruen, в качестве дизайнера обложки. Фишер нашёл несколько снимков подводных родов, но они были слишком графическими для звукозаписывающей компании. Кроме того, фондовый дом, которому принадлежали права на снимок плавающего ребёнка, впоследствии запросил $ 7,500 за год использования фото, так что вместо этого Фишер послал фотографа в бассейн для младенцев, чтобы тот сделал снимки. В конце-концов, на выбор группе дали пять снимков, и музыканты остановились на фото трёхмесячного ребёнка по имени Спенсер Элден, сына друга фотографа. Купюра, за которой якобы плывет младенец, была вмонтирована позднее. Тем не менее, некоторое беспокойство вызывал тот факт, что на изображении был виден пенис Элдена. Geffen подготовили альтернативную обложку без демонстрации полового члена, так как они боялись, что это оскорбит чувства некоторых людей, но пошли на уступки, когда Кобейн дал понять, что единственным компромиссом на который он готов пойти — наклейка, закрывающая пенис; гитарист заявил: «Вы должны быть латентным педофилом, если это вас оскорбило».

На задней стороне обложке изображена фотография резиновой обезьянки (это была обезьяна Чим-Чим из любимого мультфильма Курта «Спиди-гонщик») перед коллажем, созданным самим Кобейном. На коллаже фигурируют снимки сырой говядины из рекламы супермаркета, изображения из поэмы «Божественная комедии» Данте Алигьери (а именно из её первой части — «Ад»), и фотографии больных влагалищ из коллекции медицинских фото, которые собирал Курт. Кобейн отмечал: «если хорошо приглядеться, на заднем плане есть изображение группы Kiss, стоящих на туше говядины». Вкладыш альбома не содержит полных текстов песен, вместо этого, на нём были напечатаны несколько строчек из песен и неиспользованных лирические фрагменты, которые Кобейн объединил в одно в стихотворение, «Думаю, мне не хватило уверенности» — объяснял музыкант.

В 2011 году обложка альбома заняла второе место в списке лучших обложек альбомов всех времён по мнению читателей интернет-издания Music Radar ruen, попала в список «50 самых знаковых обложек альбомов» сайта IGN и «10 самых знаковых обложек альбомов» The Sun.

Выпуск

Nevermind был выпущен 24 сентября 1991 года. Первоначально, в американские музыкальные магазины было отгружено 46.251 копий альбома; в Великобританию, где Bleach пользовался популярностью, были отправлены 35.000 копий. Первый сингл, «Smells Like Teen Spirit», был выпущен 10 сентября того же года с целью «заложить фундамент» интереса среди поклонников альтернативной рок-музыки, в то время как следующий сингл — «Come as You Are», был песней, которая, возможно, могла собрать больше внимания аудитории. За четыре дня до выхода альбома группа отправилась в короткое американское турне с целью поднять интерес к записи. Руководство лейбла надеялось, что продажи диска составят около 250.000 экземпляров, что было сопоставимо с другим релизом лейбла — дебютной пластинкой группы Sonic Youth Goo на «Geffen Records» . По самым смелыми надеждам лейбла, запись могла получить «золотой» сертификат к сентябрю 1992 года.

В чарте Billboard 200 диск дебютировал под номером 144. Около половины тиража, предназначенного для США, были отправлены на американский Северо-Запад, где их быстро раскупили и диск был дефицитом в течение нескольких дней. Лейбл приостановил печать других альбомов, чтобы удовлетворить спрос в регионе. На тот момент Nevermind уже имел хорошие продажи, но в течение следующих нескольких месяцев спрос значительно увеличился, так как композиция «Smells Like Teen Spirit» неожиданно становилась всё более и более популярной. Премьера видеоклипа на эту песню состоялась на шоу «120 минут ruen» телеканала MTV (которое выходило в эфир поздним вечером), он стал очень популярен среди зрителей, тем самым подтолкнув телеканал транслировать его ещё и днём. Вскоре запись получила «золотой» статус, но группа была не особенно заинтересованна этим достижением. Новоселич вспоминал: «Да, я был счастлив этим обстоятельством. Это было довольно круто. Это было типа — „Ну вот и прекрасно!“. Но плевать я хотел на такие достижения как это. „Это круто“ — было моё мнение».

В начале ноября 1991 года группа отправилась в турне по Европе, тогда же Nevermind впервые вошёл Top-40 чарта Billboard под номером 35. К этому моменту песня «Smells Like Teen Spirit» уже стала подлинным хитом и альбом продавался так быстро, что ни одна из маркетинговых стратегий Geffen Records не играла роли в его успехе. Президент лейбла, Эд Розенблатт, заявил в интервью New York Times: «Мы ничего не делали. Это была одна из тех записей, которые просто берут и „выстреливают“». Вокруг группы создавался ажиотаж. Пока они гастролировали в течение конца 1991 года, билеты на эти шоу раскупались моментально, на сцене постоянно присутствовали съемочные группы, а «Smells Like Teen Spirit» звучала почти повсеместно, на радио и музыкальном телевидении.

11 января 1992 года Nevermind поднялся на вершину хит-парада Billboard, сместив оттуда альбом Dangerous Майкла Джексона. Таким образом, он стал первым альбомом группы, ставшим #1. В тот период Nevermind продавался в количестве около 300.000 копий в неделю. В марте 1992 года «Come as You Are» был издан в качестве второго сингла, он достиг 32 строчки в чарте Billboard Hot 100. Позже было выпущено ещё два сингла — «Lithium» и «In Bloom», которые достигли 11 и 28 позиций соответственно, в британском хит-параде.

В ноябре 1991 года Американская ассоциация звукозаписывающих компаний присвоила альбому золотой и платиновый сертификаты, в марте 1999 года он получил «бриллиантовый» статус. Также он получил бриллиантовый сертификат в Канаде (1.000.000 проданных копий) и стал дважды «платиновым» в Великобритании. В 1996 году лейбл Mobile Fidelity Sound Lab ruen выпустил Nevermind на виниле, в рамках своей серии «ANADISQ 200», и на 24-каратном золотом компакт-диске, который содержал скрытый трек «Endless, Nameless». Ограниченное виниловое издание было быстро распродано, но тиражирование «золотых» компакт-дисков продолжалось в течение многих лет. В 2009 году фирма Original Recordings Group выпустила Nevermind на 180г синем виниле (ограниченный тираж) и 180г чёрном виниле (регулярный тираж), мастерингом и монтажом изданий занимался Берни Грандмэн (англ. Bernie Grundman), за основу была взята оригинальная аналоговая запись. Издания получили высокие оценки от рецензентов за качество звука.

Юбилейное издание в формате «Super Deluxe»

«Deluxe» и «Super Deluxe» издания

В сентябре 2011 года, в честь 20-летия альбома, фирма Universal Music Enterprises ruen выпустила переиздание Nevermind. Пластинка вышла в двух форматах — Deluxe Edition (на двух компакт-дисках) и Super Deluxe Edition (4 CD + 1 DVD). Первый диск обоих изданий содержит оригинальный альбом вместе со студийными и концертными би-сайдами. На второй диск этих изданий вошли ранние студийные записи, которые стали прототипами песен, позже появившихся на альбоме; в том числе сессии на Smart Studio и некоторые репетиции, записанные на бумбокс. Также второй диск содержит две записи, сделанные группой на Би-би-си. Третий диск (присутствует только на Super Deluxe Edition), содержит альтернативные миксы композиций, сделанные Бутчем Вигом для всех треков из альбома, кроме «Polly» и «Endless, Nameless», эти миксы получили название — «Devonshire Mixes». Четвёртый и пятый диски на Super Deluxe Edition — это CD- и DVD-версии концерта Live at the Paramount.

Отзывы критиков

Продвижение Nevermind в прессе было хуже, чем у типичных мейджор-лейблов. В первую очередь, публицист из Geffen Records ориентировался на музыкальные издания, сроки публикации в которых занимали длительное время, а также журналы в районе Сиэтла. Неожиданно положительные отзывы от критиков, которые получили альбом, побудили лейбл рассмотреть вопрос об увеличении тиража пластинки.

В первое время, Nevermind не получал большого количества обзоров от прессы, а многие издания и вовсе проигнорировали альбом. Спустя месяцы после его выпуска и после того, как «Smells Like Teen Spirit» получил широкую ротацию на радио и телевидении, печатные СМИ «опомнились», дабы написать о феномене, коим стал альбом. Тем не менее, к этому моменту большая часть внимания упала на Кобейна, а не на сам альбом. Первые обзоры, напечатанные до «истерии» вокруг альбома, были в основном положительными. Карен Шомер (англ. Karen Schoemer) из The New York Times писала, «С „Nevermind“ Nirvana, конечно, преуспела. На альбоме имеется достаточное количество интригующих текстур, изменений настроения, инструментальных отрывков и изобретательной игры слов, чтобы обеспечить себе развлечение на долгие часы». Шомер завершила: «„Nevermind“ более искушенный и внимательный продукт, чем работы их коллег по цеху, групп вроде — Dinosaur Jr. и Mudhoney, которые до сих пор не предложили ничего подобного». Entertainment Weekly поставил альбому рейтинг «A-», их рецензент Дэвид Браун (англ.)русск. утверждал, что на Nevermind, Nirvana «никогда не заигрывала с своими принципами» в стремлении звучать «нормально», по сравнению с другими современными альтернативными группами. Завершая свой очень восторженный обзор для британского издания Melody Maker, Эверетт Тру ruen написал, что, «Когда Нирвана выпустила „Bleach“ много лет назад, самые прозорливые среди нас полагали, что у группы был потенциал, чтобы создать альбом, который уделает любого конкурента. Боже мой, они доказали нашу правоту!». Журнал Spin посвятил альбому положительную рецензию, написав, что «Вы будете напевать все эти песни, всю остальной часть своей жизни — ну или по крайней мере пока ваш компакт-диск не износится». Журнал Select ruen присудил альбому четыре звезды из пяти и сравнивал группу с Jane’s Addiction, Sonic Youth и Pixies, комментируя: «альбом доказывает, что Nirvana действительно соответствует уровню этих групп».

Не все отзывы были столь позитивными. Первоначально, журнал Rolling Stone поставил альбому лишь три звезды из пяти. Критик Айра Роббинс из Trouser Press писала: «Если закрыть глаза, но то что группа, в целом, не предложила ничего нового, Nevermind действительно обладает песнями, характером и уверенностью духа, чтобы быть намного большим, чем просто переформулировка динамичных хитов колледж-рока». Газета The Boston Globe имела ещё меньше энтузиазма по поводу альбома; их рецензент Стив Морс писал: «Большая часть альбома упакована в обертку характерного поп-панка, который мы слышали у бесчисленного количества исполнителей — от Игги Попа до Red Hot Chili Peppers», и добавил: «создается впечатление, что группе мало или вообще нечего сказать, остается лишь довольствоваться бессмысленным бредом за авторством Курта Кобейна».

Nevermind был признан лучшим альбомом года, в ежегодном опросе критиков Pazz & Jop;. «Smells Like Teen Spirit» также лидировал этом опросе — в номинациях «сингл» и «видео года». Nevermind возглавил подавляющее большинство подобных опросов, и критик Роберт Кристгау из The Village Voice написал в сопутствующем комментарии: «As a modest pop surprise they might have scored a modest victory, like De La Soul in 1990. Instead, their multi-platinum takeover constituted the first full-scale public validation of the Amerindie values—the noise, the toons, the 'tude—the radder half of the electorate came up on».

Наследие

Басист Крист Новоселич на концерте в честь 20-летия Nevermind, 2011 год

Nevermind поднял группу Nirvana из относительной безызвестности до высот коммерческого успеха и широкой популярности. Благодаря этому альбому направление «гранж» перестало быть локально развивающимся в Сиэтле явлением и сместило на себя акценты музыкальной популярности, казалось бы, прочно зарезервированные с конца 1980-х за «металлом». Вслед за успехом Nevermind, другие сиэтлские группы, такие как Pearl Jam, Soundgarden и Alice in Chains, также стали выпускать альбомы, становившиеся хитами — альтернативный рок появился на волнах крупнейших радиостанций и попал в сферу интересов ведущих лейблов.

Успех альбома удивил современников Nirvana, которые чувствовали себя в тени его славы. Ги Пиччиотто из группы Fugazi позже прокомментировал: «Наши записи стали ничтожными в сравнении с воздействием Было такое чувство, что мы все вдруг стали играть на гавайских гитарах, из-за несоразмерного воздействия, которое они произвели». В 1992 году, Джон Пэрелес ruen из The New York Times описал, что после прорыва альбома, «Внезапно, все остались за бортом. Никто не имел под рукой подходящего трека, на котором кто-то из десятков, возможно сотен, злобных, беспокойных, неопрятных групп мог бы в очередной раз обратиться к миллионной аудитории, покупателей супермаркетов». Руководители звукозаписывающих компаний почувствовали золотую жилу, и стали предлагать большие авансы и выгодные контракты на запись дисков альтернативным группам, а их предыдущие стратегии создания аудитории для таких групп были заменены появившейся перспективой, в короткие сроки достигнуть популярности среди широкой аудитории, благодаря успеху Nevermind.

Майкл Азерад утверждал, в своей книге Come as You Are: The Story of Nirvana (1993), что: «Nevermind стал причиной появления поколения двадцатилетних меломанов, в условиях господства музыкальных вкусов поколения бэби-бумеров ruen, которые предшествовали им». Азерад писал: «Nevermind пришелся ко времени и к месту. Это была музыка, для, и о совершенно новой группе молодых людей, на которых смотрели свысока, которые были проигнорированы или уронили свое достоинство». Nevermind занял 17 место, в списке 500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone, в комментарии журнала было написано: «Ни одного альбома в новейшей истории не имел такого подавляющего влияния на поколение — нация подростков вдруг повернулась в сторону панка — и такого катастрофического влияния на его основного создателя».

С момента его выхода, Nevermind продолжает собирать хвалебные отзывы от критиков. Альбому был присвоен номер 17 в списке «500 самых великих альбомов всех времен» журнала «Rolling Stone», несмотря на получение им трех звезд из пяти при первоначальном рассмотрении списка в 1991 году. Журнал Time поместил альбом в свой список «The All-TIME 100 Albums» 2006 года, журналист журнала Джош Тирэнгил ruen называл его: «лучшим альбомом 90-х». Электронный журнал Pitchfork поместил альбом на шестое место, в списке лучших дисков десятилетия, отметив, что «любой, кто ненавидит эту запись сегодня, просто пытается быть крутым, самоутвердиться.. но, он должен пытаться лучше». В 2006 году, читатели журнала Guitar World поставили Nevermind на 8 строчку, в рейтинге «100 величайших гитарных альбомов». В 2005 году альбом попал в число 50 звукозаписей, выбранных Библиотекой Конгресса для помещения в фонд Национального реестра звукозаписей, в который попадают «культурно, исторически или эстетически важные» звукозаписи 20-го века. Журнал Metal Hammer включил Nevermind в свой список «200 лучших рок-альбомов всех времён».

Список композиций

20th Anniversary Edition (2011)

Диск 1 Диск 2

Участники записи

Nirvana Курт Кобейн — лид-вокал, гитара, бэк-вокал, фотографии Крист Новоселич — бас-гитара, вокал (на вступлении к «Territorial Pissings») Дэйв Грол — ударные, бэк-вокал Дополнительные музыканты Чэд Ченнинг (не указан) — тарелки («Polly») Кирк Кеннинг — виолончель («Something in the Way») Персонал Бутч Виг — продюсер, звукоинженер Энди Уоллес — микширование Крейг Дубет — помощник звукоинженера, микширование Спенсер Элден — младенец на обложке альбома Роберт Фишер — оформление, арт-директор, дизайн, дизайн обложки Майкл Лавин — фотографии Джефф Шихан — помощник звукоинженера Хауи Вейнберг — мастеринг Кирк Веддл — фото обложки альбома

Хит-парады

Юбилейное издание

Nevermind в конце десятилетия

Примечания

↑ «Kurt Cobain’s ashes stolen, says widow Courtney Love». The Courier-Mail. June 2, 2008. Retrieved on December 12, 2010. ↑ «Nirvana’s 'Nevermind' To Be Re-Released». Billboard.com. June 27, 2011. Retrieved on June 30, 2011. ↑ «Я здесь, с вами…» Биография Курта Кобейна ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Classic Albums—Nirvana: Nevermind . Isis Productions, 2004. ↑ 1 2 "Я здесь, с вами..." Биография Курта Кобейна ↑ Azerrad, 1993. pg. 145 ↑ Azerrad, 1993. pg. 162 ↑ 1 2 Hoi, Tobias. «In Bloom.» Guitar World. Октябрь 2001. ↑ Berkenstadt, Cross, 1998, p. 29 ↑ Azerrad, 1993, p. 137 ↑ Azerrad, 1993, p. 138 ↑ Azerrad, 1993, pp. 164–65 ↑ 1 2 3 4 Cross, Charles R. «Requiem for a Dream». Guitar World. Октябрь 2001. ↑ Sandford, 1995, p. 181 ↑ Azerrad, 1993, p. 167 ↑ Azerrad, 1993, p. 169 ↑ 1 2 Azerrad, 1993, p. 174 ↑ Azerrad, 1993, p. 176 ↑ di Perna, Alan. «Grunge Music: The Making of Nevermind». Guitar World. Fall 1996. ↑ Berkenstadt, Cross, 1998, p. 96 ↑ 1 2 Azerrad 1993, pg. 179-80 ↑ Berkenstadt; Cross, pg. 99 ↑ Berkenstadt; Cross, pg. 102 ↑ Berkenstadt, Cross, 1998, p. 103 ↑ Berkenstadt, Cross, 1998, p. 104 ↑ Lewis, Luke. «Nirvana — Nevermind». Q: Nirvana and the Story of Grunge. Декабрь 2005. ↑ Fricke, David. (27 января 1994). «Kurt Cobain: The Rolling Stone Interview». Rolling Stone. ↑ di Perna, Alan. «Absolutely Foobulous!» Guitar World. Август 1997. ↑ «Cobainspotting». Guitar World. Октябрь 2001. ↑ Cross, 2001, p. 182 ↑ 1 2 3 Nevermind на студии и в жизни ↑ Cross, 2001, p. 168–69 ↑ Morris, Chris. «The Year’s Hottest Band Can’t Stand Still.» Musician ruen, Январь 1992. ↑ Cross, 2001, p. 154 ↑ Cross, 2001, p. 189 ↑ Azerrad, 1993, p. 180–81 ↑ Berkenstadt, Cross, 1998, p. 108 ↑ Azerrad, 1993, p. 209 ↑ Robinson, Matt. The 50 greatest album covers of all time (англ.). Music Radar ruen (15 May 2011). Проверено 4 мая 2013. Архивировано из первоисточника 10 мая 2013. ↑ Grischow, Chad. Top 50 Most Iconic Album Covers (англ.). IGN (27 May 2011). Проверено 4 мая 2013. Архивировано из первоисточника 10 мая 2013. ↑ Azerrad, 1993, p. 196 ↑ Berkenstadt, Cross, 1998, p. 113 ↑ Azerrad, 1993, p. 227 ↑ Azerrad, 1993, p. 193 ↑ Azerrad, 1993, p. 198 ↑ Berkenstadt, Cross, 1998, p. 119 ↑ Azerrad, 1993, p. 199 ↑ Azerrad, 1993, p. 202 ↑ Azerrad, 1993, p. 228 ↑ Azerrad, 1993, p. 203 ↑ 1 2 Azerrad 1993, pg. 229 ↑ . Billboard.com. Retrieved on August 26, 2009. ↑ nirvana | Album Search | Official Charts. Проверено 1 мая 2013. Архивировано из первоисточника 10 мая 2013. ↑ RIAA Searchable Database. RIAA.com. Retrieved on March 10, 2007. NB user needs to enter «Nirvana» in «Artist» and click «search». ↑ Gold & Platinum — March 2001. CRIA.ca. March 2001. Retrieved on September 27, 2007. ↑ Certified Award Search — Nirvana — Nevermind. British Phonographic Industry. Retrieved on August 3, 2011. NB user needs to enter «Nirvana» in the field «Search», select «Artist» in the field «Search by», and click «Go». ↑ Berkenstadt, Cross, p. 148-49 ↑ Nevermind and Original Recordings Group. Stereophile.com. Проверено 22 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 29 апреля 2013. ↑ «Deluxe Edition of Nirvana’s Nevermind Coming Out This Year». UpVenue.com. June 22, 2011. Retrieved on June 23, 2011. ↑ Nevermind Reviews, Ratings, Credits, and More at Metacritic (англ.). Metacritic. Проверено 1 декабря 2011. Архивировано из первоисточника 10 мая 2013. ↑ Erlewine, Stephen Thomas. Nirvana: Nevermind (англ.). Allmusic. Проверено 24 июля 2013. Архивировано из первоисточника 10 мая 2013. ↑ Thomas, Lou. Nirvana Nevermind Review (англ.). BBC Music (23 April 2007). Проверено 24 июля 2013. Архивировано из первоисточника 10 мая 2013. ↑ Lukowski, Andrzej. Nirvana: Nevermind (20th Anniversary Remastered Edition) (англ.). Drowned in Sound (3 October 2011). Проверено 30 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 10 мая 2013. ↑ 1 2 Browne, David. Nevermind (1991): Nirvana (англ.). Entertainment Weekly (25 октября 1991). Проверено 24 июля 2012. Архивировано из первоисточника 1 мая 2013. ↑ Esposito, Joey. Nirvana: Nevermind Deluxe Edition Review - The iconic album gets a 2-disc, 20th anniversary re-release (англ.). IGN (6 October 2011). Проверено 1 мая 2013. Архивировано из первоисточника 13 августа 2013. ↑ 1 2 True, 2007, p. 233 ↑ Harvell, Jess. Nirvana: Nevermind  (англ.). Pitchfork Media (27 September 2011). Проверено 1 мая 2013. Архивировано из первоисточника 10 мая 2013. ↑ Robbins, Ira. Nirvana: Nevermind (англ.). Rolling Stone (28 November 1991). Архивировано из первоист

Комментарии